Artellie.ru

Дизайн интерьеров
13 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Электрическая схема включения световых приборов

Электрическая схема включения световых приборов

Приборами освещения, габаритными огнями, указателями поворота управляет водитель. Часть приборов включаются автоматически при совершении водителем автомобиля какого-либо действия. Автоматическое включение световых приборов осуществляется с помощью выключателей различной конст­рукции, которые устанавливаются в цепь электроснабжения приборов. Управление приборами освещения и световой сигнализации обеспечи­вается в соответствии с электрической схемой (рис. 6).

Рис. 6. Схема включения световых приборов при помощи центрального переклю­чателя света:

1 — лампы габаритных огней; 2 — двухнитевые лампы головных фар; 3 — лампы противотуманных фар; 4 — лампы фонаря освещения номерного знака; 5 — центральный пе­реключатель света; 6 — лампы освещения контрольно-измерительных приборов; 7 — контрольная лампа; 8—10 — электромагнитные реле; 11 — двухпозиционный переключатель; 12 — выключатель

Соединение световых приборов с источниками тока осуществляется с помощью электропроводки и различных коммутационных устройств. Для управления приборами освещения и световой сигнализации при­меняют центральные, дополнительные и комбинированные переклю­чатели света, переключатели и электромагнитные или электронные прерыватели тока указателей поворота, выключатели наружного и внутреннего освещения, щитка приборов, сигналов торможения, про­тивотуманных фар, фонарей заднего хода и т.д. Как наиболее протя­женные и уязвимые с точки зрения коротких замыканий цепи освещения и световой сигнализации защищены плавкими и термобиметалли­ческими предохранителями.

Центральный переключатель света 5 ползункового типа имеет три фиксированных положения рукоятки штока. В положении 0 все потре­бители отключены, но можно включать нити дальнего света ламп 2 го­ловных фар, когда дальним светом пользуются в целях сигнализации ручным однопозиционным выключателем с самовозвратом, который входит в состав переключателя 11 света головных фар.

При переводе рукоятки штока в положение I включаются лампы 1 габаритных огней, лампы 4 фонаря освещения номерного знака и лам­пы 6 освещения контрольно-измерительных приборов. В этом положе­нии обеспечивается также электроснабжение ламп 3 противотуманных фар, которые включаются выключателем 12 через реле 10.

В положении II к источнику тока подключается двухпозиционный переключатель 11. В исходном положении переключателя 11 к источ­нику тока подключена обмотка реле 8, контакты которого замыкают цепь электроснабжения нитей ближнего света фар головного освеще­ния. При переводе переключателя 11 во второе положение ближний свет выключается, при этом замыкаются контакты реле 9 и загораются дальний свет и контрольная лампа 7. Применением реле 8 и 9 обеспечи­вается снижение падения напряжения в цепях электроснабжения фар от источника тока.

Читайте так же:
Схема выключателя света для двух ламп

Лампы 6 освещения контрольно-измерительных приборов включа­ются через встроенный в центральный переключатель света реостат. Сопротивление реостата регулируется поворотом рукоятки штока, что позволяет водителю изменять освещенность приборов на приборной панели.

Переключатели

В центральном переключателе света П312 ползункового типа не­подвижные контакты панели 6 (рис. 7) замыкаются контактной пласти­ной 9 каретки 5 из изоляционного материала. Каретка, перемещаемая штоком 1, надежно фиксируется в трех положениях шариком 12 с пру­жиной 10. Реостат 15 в цепи электроснабжения ламп контрольно-изме­рительных приборов размещен на изоляторе 13. Сопротивление реоста­та изменяют перемещением подвижного контакта 14, закрепленного на штоке 1. Переключатель собран в корпусе 11 и с помощью кронштейна 2 крепится на приборной панели.

Некоторые центральные переключатели соединяются с источника­ми тока через биметаллический предохранитель. Переключатели могут иметь различные схемы коммутации. Применяются также схемы вклю­чения световых приборов, в которых центральный переключатель от­сутствует.

Ножной переключатель света П39 (рис. 8) обеспечивает переход с ближнего света фар головного освещения на дальний или, при соответ­ствующей схеме включения световых приборов, от габаритных огней передних фонарей на ближний свет фар. В корпусе 4 переключателя ус­тановлен плунжер 2 с пружиной 3 штока 5.

Рис. 7. Центральный переключатель све­та:

1 — шток; 2 — кронштейн крепления; 3 — корпус реостата; 4 — вывод реостата; 5 — ка­ретка; 6 — контактная панель; 7,8 — выводы переключателя; 9 — контактная пластина; 10 — пружина; 11 — корпус; 12 — шарик; 13 — изолятор реостата; 14 — подвижный контакт реостата; 75 — реостат

Рис. 8. Ножной переключатель све­та:

1 — защитный резиновый колпа­чок-уплотнитель; 2 — плунжер; 3, 8 — пружины соответственно штока и храповика; 4 — корпус; 5 — шток; 6 — ось; 7 — храповик; 9 — текстоли­товая шайба; 10 — контактная пла­стина; 11 — контактная панель; 12 — вывод

Читайте так же:
Схема разводки розетка выключатель лампа

При нажатии на резиновый колпачок-уплотнитель 1 плунжер 2 через шток 5 поворачивает храпо­вик 7 и текстолитовую шайбу 9 с латунной контактной пластиной 10, которая замыкает контакты на контактной панели 11 в соответствии со схемой коммутации переключателя. Пружина 8 фиксирует храповик 7 в корпусе 4 и обеспечивает надежное соединение контактных пар. При снятии усилия с колпачка-уплотнителя 1 пружина 3 возвращает плун­жер 2 в исходное положение. При повторном нажатии на колпачок-уп­лотнитель контактная пластина 10 замыкает другую пару контактов на контактной панели 11. Резиновый колпачок-уплотнитель защищает внутренние полости переключателя от проникновения влаги и грязи. В эксплуатации необходимо следить за состоянием резинового уплот­нителя и не допускать попадания воды в переключатель. Устанавлива­ется ножной переключатель на наклонном полу кабины водителя слева.

Для включения указателей поворота применяют отдельные пере­ключатели. Переключатель П110-А (рис. 9) указателей поворота уста­навливается на рулевой колонке и состоит из механического привода, обеспечивающего ручное включение и автоматическое отключение, и переключателя 9, предназначенного для соединения электрической цепи сигнальных ламп указателей поворота с источниками тока. На рулевой колонке устанавливаются также переключатели указателей по­ворота П105-А, П109-А с автоматическим выключением после завер­шения автомобилем поворота. При повороте автомобиля направо руко­ятку переключателя перемещают вправо, при этом мигающим светом горят лампы правых передних, задних указателей поворота и боковых повторителей. При повороте автомобиля налево рукоятку переключа­теля перемещают влево, при этом проблесковым светом горят лампы указателей поворота левого борта автомобиля.

Комбинированные многофункциональные переключатели пред­ставляют собой устройства, объединяющие функции переключателей света фар и указателей поворота, а также других электротехнических устройств. Они обычно устанавливаются в кожухе рулевой колонки под рулевым колесом.

Рис. 9. Переключатель П110-А указателей поворота:

1 — хомут крепления переключателя; 2 — рулевая колонка; 3 — ступица рулевого коле­са; 4 — рулевое колесо; 5 — ролик; б—ось ролика; 7 — крышка переключателя; 8 — ры­чаг; 9 — переключатель; 10 — корпус переключателя; 11— пружина; 12 — провода

Читайте так же:
Распайка коробки два выключателя две лампы

При перемещении рычага управления переключателя П149-01 вверх и вниз подвижный контакт включает соответственно лампы пра­вого и левого указателей поворота. Перемещая рычаг управления на се­бя, водитель управляет переключением света фар. Три положения пере­ключателя фиксируются подпружиненным шариком. Включение даль­него света фар не фиксируется.

Рычаг переключения света фар в двухрычажном комбинированном переключателе П135-М, дополнительно управляющем указателями по­ворота, фиксируется в трех положениях, соответствующих выключен­ным фарам, включенному ближнему свету и включенному дальнему свету. В любом положении водитель может перемещать рычаг на себя вдоль оси рулевой колонки для сигнализации дальним светом незави­симо от положения клавиши выключателя наружного освещения.

Трехрычажный комбинированный переключатель для легковых автомобилей (рис. 10) состоит из переключателей света фар, указателей поворота, стеклоочистителя, стеклоомывателя и выключателя звуково­го сигнала. Дальний и ближний свет переключаются за счет перемеще­ния вокруг оси рычага 6.

Рис. 10. Комбинированный переключа­тель:

1 — стопорное кольцо; 2 — корпус пере­ключателя света; 3 — контакты ближнего и дальнего света; 4 — выключатель электродвигателя омывателя ветрового стекла; 5 — контактные пластины переключателя света фар; 6 — рычаг переключения света фар; 7 — контактные пластины переключателя указателей поворота; 8 — корпус переключателя указателей поворота; 9 — контакты переключателя указателей пово­рота; 10 — контактная пластина переклю­чения указателей поворота; 11 — рычаг переключателя указателей поворота; 12 — диск автоматического выключения пере­ключателя указателей поворота; 13 — сту­пица; 14 — контактная пластина кнопки звукового сигнала; /5 — шариковые фик­саторы; 16—выступы; 17—собачка авто­матического выключения указателей по­ворота; 18 — рычаг переключателя стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла; 19 — контакты переключателя стеклоочистителя; 20 — выключатель, обеспечивающий сигнализацию дальним светом фар

Перемещением рычага вдоль рулевой колонки водителем на себя обеспечивается независимое включение дальнего света.

Включение указателей поворота осуществляется поворотом рыча­га 11. При этом контактная пластина 10 соединяет соответствующие контакты 9, а собачка 17, вращаясь вокруг своей оси, позволяет одному из ее плеч занять вертикальное положение. Переключатель указателей поворота автоматически выключается после завершения маневра. Ко­гда водитель возвращает рулевое колесо в исходное положение, выступ 16 диска 12 переводит собачку 17 и вместе с ней рычаг 11 в нейтральное положение.

Читайте так же:
Почему моргают светодиодные лампочки при включенном выключателе

Рис. 11. Комбинированный переключатель П145:

1, 12 — части корпуса; 2 — рукоятка; 3 — кнопочный выключатель; 4 — контакт; 5 — шариковый фиксатор; 6 — пружина; 7—ротор; 8—контактная пластина; 9 — провод с наконечниками; 10 — переключатель указателей поворота; 13— соединительные ко­лодки; 11 — рычаг

Комбинированный переключатель П145 (рис. 11) выполняет функ­ции включения и переключения света фар, передних и задних габаритных огней, указателей поворота, электрического и электропневматиче­ского звуковых сигналов. Устанавливается переключатель на рулевой колонке.

Корпус переключателя состоит из двух равных частей 1 и 12.В кор­пусе расположены кнопочный выключатель 3 электропневматического звукового сигнала, переключатель света фар и выключатель габарит­ных огней, рычага 11 переключения указателей поворота и электриче­ского двухтонального звукового сигнала.

К переключателю света относятся контактная пластина 8, контакты которой в соответствии со схемой коммутации соединяются металли­ческим ротором 7. Ротор, прижимаемый к пластине 8 пружиной б, вра­щается рукояткой 2, положение которой фиксируется шариковым фик­сатором 5. Кнопочный выключатель 3 электропневматического сигна­ла установлен в рукоятке 2. Перемещение рукоятки переключателя света в направлении от водителя обеспечивает сигнализацию дальним

Рис. 12. Многофункциональный комбинированный переключатель 681.3709:

а — положение рычагов переключателя вдоль оси рулевого колеса; б — положение ры­чагов переключателя при перемещении вокруг рулевой колонки; / — переключатель на­ружного освещения указателей поворота и света фар; 2 — соединитель; 3 — контактные штифты звуковых сигналов; 4 — переключатель стеклоочистителя и стеклоомывателя

светом фар. Это положение рукоятки не фиксируется. При перемеще­нии водителем рукоятки на себя возможны четыре фиксированных по­ложения: 1-е — все выключено; 2-е — включены передние и задние га­баритные огни; 3-е — включены габаритные огни в сочетании с ближ­ним светом фар головного освещения; 4-е — включены габаритные огни в сочетании с дальним светом фар головного освещения.

Символы-указатели перечисленных положений рукоятки изображе­ны на корпусе переключателя.

Читайте так же:
Схема включения двух ламп через выключатель

Включение указателей поворота осуществляется рычагом 11, кото­рый также имеет четыре положения: нейтральное; левый поворот; пра­вый поворот; включение электрического звукового сигнала (для этого рычаг 11 перемещается вверх в нефиксируемое положение). Фиксацию трех положений рычага 11 обеспечивает шариковый фиксатор внутри переключателя 10. Возвращение рычага 11 в нейтральное положение обеспечивается механизмом автоматического выключения.

Многофункциональный комбинированный переключатель 681.3709 (рис. 12) с помощью соединителя 2 и хомута закреплен на кронштейне рулевой колонки. Комбинированный переключатель содержит два са­мостоятельных переключателя, установленных и зафиксированных с помощью пружинных защелок в соответствующих гнездах соедините­ля. Левый переключатель 1 коммутирует цепи наружного освещения, указателей поворота и фар головного освещения, а правый — цепи сис­тем очистки лобового и заднего стекол автомобиля и стекол фар голов­ного освещения. При перемещении водителем рычага переключателя 1 от себя (положения VII рычага) включается дальний свет фар. В нефиксируемом положении VII рычага переключателя 1 обеспечивается включение дальнего света фар при световой сигнализации. Жгут про­водов к обоим переключателям присоединяется штекерными колод­ками.

Выключатели

Клавишный выключатель (рис. 13) с соответствующим символом на клавише, имея два фиксированных положения, выключает лампы габа­ритных огней, лампы фонарей освещения номерного знака, освещения багажника, а также соединяет с источником тока переключатель света фар и выключатель освещения приборной панели. Выключатель закре­пляется в отверстиях приборной панели с помощью пружинных распо­рок 1 на его корпусе 4. Клавишный выключатель освещения приборной панели обычно действует только при включенных наружном освеще­нии и зажигании.

Рис. 13. Клавишный выключатель:

1 — пружинные распорки; 2 — клавиша; 3 — контактная пластина; 4 — корпус

Выключатели фонаря заднего хода устанавливаются в коробке пе­редач и служат для автоматического включения фонаря при движении автомобиля задним ходом. При соответствующем положении рычага переключения передач замыкаются контакты в цепи электроснабжения фонарей заднего хода. Рычаг коробки передач воздействует на шарик, замыкает контакты с выводами 1 контактной пластиной 4.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector