Artellie.ru

Дизайн интерьеров
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Концевые выключатели — особенности конструкций и примеры использования

Концевые выключатели — особенности конструкций и примеры использования

В большинстве схем автоматизации и цепей управления применяются концевые выключатели — это аппарат для коммутации электрической цепи посредством воздействия исполнительного механизма на него. Иногда их называют путевыми выключателями. Их применяют в устройствах автоматического электропривода, системах охранной сигнализации и прочих устройства. Типовое применение мы рассмотрим в этой статье, начнем от простого к сложному.

Концевые выключатели - особенности конструкций и примеры использования

Массовое применение концевых выключателей в автомобилях

Я решил начать статью с того, что встречалось большинству обывателей. Если с токарными станками, лифтами и грузоподъемными кранами работают немногие, то с автомобилями сталкивались все.

Первое что приходит в голову это концевой выключатель, сигнализирующий об открытой двери. В классических отечественных автомобилях он использовался для включения салонного освещения (потолочного плафона). В автомобилях семейства ВАЗ Самара или Жигули концевой выключатель расположен в дверной стойке и разрывал цепь плафона.

Концевик для автомобиля

Один из контактов соединен с массой (минусовая клемма), ко второму подключен провод от светильника. Цепь выглядит так: плюс аккумулятора через предохранитель подключается к лампе, второй контакт лампы идет на концевик.

Когда дверь открыта контакты выключателя замкнуты, лампочка горит, торцевая часть закрытой двери прилегая к стойке нажимает на толкатель концевика контакты размыкаются, и свет гаснет.

Концевик в автомобилях УАЗ семейства Патриот

В автомобилях УАЗ семейства Патриот концевик имеет другую конструкцию. Его выводы изолированы от массы и размыкают цепь плюса. В современных иномарках на концевик двери возложено больше задач, например запрет включения положения «Drive» АКПП. Он может располагаться не в дверной стойке, а в самой двери за дверной картой, совмещенно с приводом замка.

Управление цепью стоп-сигнала

Еще одна цепь которая управляется таким же способом — цепь стоп-сигнала. И на автомобилях и на мотоциклах на концевик воздействует рычаг или педаль тормоза после чего зажигается вторая спираль лампы задних фонарей.

Концевик педали тормоза

Кроме того они встречаются в схемах управления центральным замком (в корпусе соленоида-привода замка, который обычно установлен в водительской двери или обоих передних дверях), лампа освещения подкапотного пространства и багажного отделения.

Использование для управления автоматизированным электроприводом

Это самая широкая сфера применения путевых выключателей. Их вводят чтобы избежать заклинивания привода и поломки редукторов и подобных, это нужно для избежания аварийных ситуаций, рассмотрим примеры.

Промышленный конечный выключатель

В принципе основных вариантов использования два. Первый: концевой выключатель нормально-замкнутыми контактами включении в цепь катушки контактора или магнитного пускателя. При срабатывании катушка обестачивается, пускатель размыкается отключая двигатель.

Второй: концевиков несколько, сначала срабатывает тот который дает сигнал на замедление двигателя, будь то переключение обмоток многоскоростного двигателя, введение балласта машин постоянного тока, или на цепь управления частотным приводом, а следом срабатывает выключатель, который дает сигнал на полное отключение двигателя.

В токарных станках они используются для остановки привода перемещения резца. В лифте с их помощью включается цепь подъема на нужный этаж, при его срабатывании лифт останавливается. А в крановых механизмах для остановки механизма подъема груза, перемещения кабины и балки.

Контроль подвижных органов крана

На кран-балках, консольных и мостовых кранах если двигатель не остановить балка врежется в стену и/или съедет с рельс. Для этого с обоих сторон по направлению продольного перемещения (вперед и назад) установлены путевые выключатели, а на стенах или крайних точках рельс стоят ограничительные штанги (обычные металлическое уголки, трубы и подобное).

При приближении к концу рельсы рычаг или толкатель путевого выключателя сталкивается со штангой и цепь катушки контактора отвечающего за движение в этом направлении размыкается (подключена через нормально-замкнутую пару контактов) кран останавливается. При этом цепь пуска двигателя в обратном направлении замкнута и может быть включена с пульта управления.

При повторной попытке включения движения в ту же сторону — контактор не включится, так как цепь катушки разомкнута путевым выключателем.

Частая неисправность заключается не в проблеме с контактами, как могло показаться, а в механическом заклинивании рычага, когда он не возвращается в нормальное положение. В промышленных цехах много вредных факторов типа пыли, влажности и прочих. В случае сгорания контактов — движение в одну из сторон станет не возможным до устранения неисправности.

Такие же выключатели стоят и в схемах ограничения подъема груза. Вот это изображен на картинке.

КУ-701

В принципе аналогичная схема используется и в системах управления лифтов, токарных станков и прочего.

Устройство промышленных путевых выключателей

В зависимости от рода механизмов и условий в которых может работать путевой выключатель корпус может быть взрывозащищенным или иметь влагозащиту. При переключении контактов может возникать искрение или небольшие дуги. Ток коммутируемый концевым выключателем КУ-701 достигает 10 Ампер.

Промышленный путевой выключатель

Контакты приводятся в движение штангой или рычагом, на конце которой часто расположено колесо. Оно нужно для корректного срабатывания и предохранения механизма от скола и поломки от удара об ограничитель. Штанга же, в свою очередь, возвращается в нормальное положение ленточной пружиной или пружиной другого вида.

Обычно в путевых выключателях есть две пары контактов:

Это нужно для реализации разных схем и дополнительных функций и индикаций.

Блоки концевых контактов и их применение

Блок контактов — это устройство для управления автоматизированными задвижками. Такие задвижки устанавливаются на магистральных трубопроводах большого диаметра и удаленных узлов труб произвольного диаметра.

В своем корпусе содержит целый ряд микровыключателей, редуктор, кулачковый вал, устройства для настройки (метки и т.п.). Такой аппарат управляет задвижкой, по принципу похожему на лифт. В зависимости от степени открытия вентиля кулачковый вал нажимает на толкатели микровыключателей.

Блок концевых контактов

Набор мировыключателей нужен чтобы реализовать сигнализацию крайних положений и управляющие сигналы (по 2 пары на положение). Вал задвижки может вращаться много оборотов.

Это сделано чтобы снизить усилия прикладываемые машинистом в случае ручного перекрытия или открытия задвижки. Вал вращается хоть руками, хоть электродвигателем через понижающий редуктор.

В корпусе блока концевых выключателей тоже есть редуктор, он нужен для передачи вращения на кулачковый механизм, таким образом уравнивается количество оборотов задвижки и количество оборотов нужное для срабатывания конкретного микровыключателя.

При этом такие блоки не универсальны, нужно подбирать по передаточным числам редуктора под конкретную задвижку с ее числом оборотов. Основной процедурой по обслуживание является так называемая «выставка концевых выключателей».

Выставляются они путем подбора положения вала задвижки и кулачкового вала в одном из крайних положений. Особо важно при этом сделать так, чтобы задвижка выключалась не в крайнем положении, а с запасом, не доходя до него. Это нужно чтобы двигатель наверняка остановился и не порвал механическую часть.

Использование в устройствах сигнализации

Использование в устройствах сигнализации

Концевые выключатели могут быть использованы как сигнализатор открытой двери, как это делают в автомобиле. Такие датчики устанавливают на дверях помещений, окнах, шкафов и ящиков для охранных целей и для автоматического включения света, например. При этом в охранных комплексах активно используются герконы — аналог концевого выключателя который реагирует на магнитное.

Сигнализатор открытой двери

В промышленных кранах концевые стоят на дверях кабины крановщика, люках подъема на верхнюю площадку, например при обслуживании панелей управления и силовых модулей. При открытом люке или двери цепь пуска силовых контакторов разомкнуться и случайный пуск невозможен. Ниже схема такой установки, в верхней части справа буквами КД и КЛ обозначены концевые двери и люка в виде нормально замкнутых контактов.

Электрическая схема крана

Заключение

Концевые выключатели используются повсеместно и электромонтеру крайне важно разбираться в их устройстве, назначении контактов и разновидностях. Не всегда есть возможность заменить вышедший из строя концевик аналогичным, приходится подбирать подобный, поэтому нужно понимать для чего предназначены его контакты.

Эти знания пригодятся всем людям занятым в сфере ремонта и обслуживания электрических и электронных устройств, как бы странно это не звучало, но они используются даже в ноутбуках как датчик закрытия крышки.

«ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИФТОВ. ПБ 10-06-92» (утв. Постановлением Госгортехнадзора РФ от 11.02.92 N 1)

кнопка "Стоп" (п. 6.4.36 с учетом требований п. 6.3.4).

<*> На лифтах, у которых кабина может двигаться только с закрытыми дверями, выключатель загрузки не является выключателем безопасности.

В лифте, в зависимости от его конструкции, могут быть применены и другие выключатели безопасности, отвечающие требованиям настоящих Правил.

6.4.2. Выключатели безопасности должны быть включены в цепь управления, за исключением концевого выключателя, действующего в цепи главного тока электродвигателя.

6.4.3. Совмещение в одном выключателе функций выключателя безопасности и рабочего выключателя не допускается.

6.4.4. В качестве выключателей безопасности должны быть применены аппараты с контактным разрывом электрической цепи (контактные аппараты), при этом не допускается применение магнитоуправляемых контактов (герконов).

6.4.5. Выключатели безопасности должны иметь конструкцию, при которой изменение коммутационного положения происходит только вследствие непосредственного механического воздействия (или снятия этого воздействия) на соответствующий элемент выключателя.

6.4.6. Выключатель ловителей должен быть установлен так, чтобы при срабатывании ловителей его контакт размыкался вследствие непосредственного механического воздействия на соответствующий элемент выключателя.

6.4.7. Концевой выключатель, выключатели ограничителя скорости, ловителей (установленный наверху кабины), слабины тяговых канатов (цепей), натяжных устройств уравновешивающих канатов и каната ограничителя скорости должны быть несамовозвратными.

Допускается выполнение перечисленных выключателей самовозвратными при соблюдении следующих требований:

элемент, воздействующий непосредственно на выключатель, должен действовать на него до тех пор, пока не устранена причина, вызвавшая воздействие на выключатель;

после прекращения воздействия на выключатель нормальное функционирование лифта должно быть возможно после принудительного воздействия в машинном помещении на специальный аппарат, восстанавливающий прерванную цепь.

6.4.8. Не допускается включение параллельно электрическим контактам выключателей безопасности каких-либо электротехнических устройств или их шунтирование другим путем, за исключением случаев, приведенных в п. п. 6.3.26, 6.3.30, 6.3.31, 6.4.14, 6.4.16, 6.4.17, 6.4.19, 6.4.25.

Не допускается выполнять шунтирование контактов выключателей безопасности установкой токопроводящих перемычек.

После переключения лифта в рабочий режим из режимов, указанных в п. п. 6.3.26, 6.3.30, 6.3.31, 6.3.33, 6.4.17, движение кабины должно быть возможно только после размыкания цепей, шунтирующих контакты выключателей безопасности и восстановления действия выключателей в системе управления.

Примечание. Параллельно контактам выключателей безопасности могут быть выключены элементы для искрогашения или улучшения коммутации.

6.4.9. Срабатывание концевого выключателя должно происходить:

а) при переходе кабиной уровня крайней нижней посадочной (погрузочной) площадки, но до соприкосновения кабины с ее буферами (упорами);

б) при переходе кабиной лифта, оборудованного в нижней части шахты буфером (упором) для взаимодействия с противовесом, уровня крайней верхней посадочной (погрузочной) площадки, но до соприкосновения противовеса с этим буфером (упором);

в) при переходе кабиной лифта, у которого буфер (упор) для взаимодействия с противовесом отсутствует, уровня крайней верхней посадочной (погрузочной) площадки не более чем на 200 мм. При размещении буфера на кабине (противовесе) концевой выключатель должен сработать до соприкосновения буфера с соответствующим упором в шахте.

6.4.10. Концевой выключатель должен размыкать цепь главного тока электродвигателя или (и) цепь управления.

Требование о размыкании цепи главного тока не распространяется на концевой выключатель, установленный в лифте, оборудованном электроприводом постоянного тока.

В этом случае концевой выключатель должен размыкать цепь управления таким образом, чтобы отключались привод тормоза и цепь возбуждения (питания) преобразователя (генератора).

6.4.11. При установке концевого выключателя в цепи управления лифта (кроме грузового малого), оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, должно быть предусмотрено двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя двумя независимыми электромагнитными аппаратами, контакты которых должны быть включены последовательно в цепь главного тока электродвигателя; при этом допускается одно прерывание цепи главного тока осуществлять бесконтактным устройством (при соблюдении требований п. 6.2.3, в, г).

Если при остановившейся кабине один из электромагнитных аппаратов или бесконтактное устройство не прервали цепь главного тока электродвигателя, дальнейшее движение кабины должно быть предотвращено при изменении направления движения.

У грузового малого лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, допускается одинарное размыкание цепи главного тока электродвигателя.

6.4.12. При установке концевых выключателей в цепи управления лифта с барабанной лебедкой или лебедкой со звездочкой должно устанавливаться не менее двух концевых выключателей, действующих в каждом из направлений движения кабины и приводимых в действие независимыми элементами.

Концевые выключатели должны действовать на отдельные электромагнитные аппараты цепи управления, обеспечивающие двойное прерывание электрической цепи главного тока электродвигателя.

Если при остановившейся кабине один из электромагнитных аппаратов не прервал цепь главного тока, дальнейшее движение кабины должно быть прекращено при изменении направления ее движения.

Аналогичная установка двух концевых выключателей в цепи управления должна быть выполнена также у лифта, оборудованного лебедкой с канатоведущим шкивом, когда масса тяговых канатов такова, что не происходит проскальзывания канатов на канатоведущем шкиве при посадке противовеса (кабины) на буфер (упор).

6.4.13. Выключатели закрывания дверей шахты и дверей кабины должны размыкать электрическую цепь, если хотя бы одна из створок дверей шахты или кабины не закрыта, за исключением случаев, указанных в п. п. 5.1.18, 6.3.31 и 6.4.25.

6.4.14. Для обеспечения трогания кабины от уровня посадочной (погрузочной) площадки при незапертом автоматическом замке двери шахты допускается шунтирование контактов выключателей автоматического замка при нахождении кабины в пределах 150 мм от уровня посадочной (погрузочной) площадки.

6.4.15. При выполнении операций по доведению кабины до уровня посадочной (погрузочной) площадки в соответствии с п. 5.1.18 должны быть предусмотрены электрические устройства, допускающие возможность движения при открытых дверях шахты и кабины только в пределах 150 мм от уровня площадки.

6.4.16. При устройстве люка в потолочном перекрытии кабины движение с открытым люком по командам управления изнутри кабины или с посадочных (погрузочных) площадок должно быть исключено; при этом даже после закрытия люка, последовавшего за его открыванием, движение кабины может происходить только после выполнения обслуживающим персоналом определенных коммутационных операций в машинном помещении.

У лифта, предназначенного для работы в режиме "Перевозка пожарных подразделений", после его перевода в этот режим движение по командам управления изнутри кабины допускается с открытым люком кабины; при этом контакт выключателя люка должен быть зашунтирован.

6.4.17. У лифта, работающего в режиме "Пожарная опасность", допускается шунтировать контакты кнопок "Стоп".

6.4.18. У лифта самостоятельного пользования (п. 3.5) должен быть установлен выключатель перегрузки, который при наличии в кабине груза массой, превышающей на 10% и более грузоподъемность лифта, должен исключать возможность пуска лифта из кабины или с посадочной площадки и включать сигнал "Лифт перегружен".

6.4.19. У тротуарного лифта должны быть установлены выключатели (переключатели), контакты которых должны шунтировать контакты выключателей закрывания люка и его замка только тогда, когда крышка (створки) люка открывается при выходе кабины из шахты и находится после этого в открытом положении или закрывается при возвращении кабины в шахту.

6.4.20. Выключатели закрывания двери шахты, в том числе и аварийной, дверей кабины и приямка, а также проема обслуживания шахты должны размыкать электрическую цепь при открытой двери.

6.4.21. Выключатели замков любых дверей должны размыкать электрическую цепь при незапертых дверях.

6.4.22. Выключатель замка люка кабины должен размыкать электрическую цепь при незапертой крышке люка.

6.4.23. Выключатель закрывания люка тротуарного лифта должен размыкать электрическую цепь при открытой крышке (створке) люка.

6.4.24. Выключатель автоматического замка люка тротуарного лифта должен размыкать электрическую цепь при незапертой крышке (створке) люка.

6.4.25. Выключатель загрузки кабины должен размыкать электрическую цепь при наличии в кабине груза массой 15 кг и более. Для выполнения требований п. 6.3.12 контакт выключателя закрытия двери кабины может быть зашунтирован контактом выключателя загрузки кабины.

6.4.26. Выключатель ограничителя скорости у лифта с электроприводом постоянного тока должен размыкать электрическую цепь до достижения движущейся вверх или вниз кабиной скорости, при которой срабатывает ограничитель скорости. Допускается размыкать электрическую цепь этим выключателем одновременно со срабатыванием ограничителя скорости при условии оборудования системы управления устройством (аппаратом), размыкающим электрическую цепь при достижении кабиной скорости, превышающей номинальную скорость лифта, но до срабатывания ограничителя скорости. При оборудовании лифта двумя ограничителями скорости допускается:

выключатель устанавливать только на одном из ограничителей скорости;

на одном из ограничителей скорости устанавливать выключатель, размыкающий электрическую цепь при движении кабины вниз, а на втором — при движении кабины вверх.

6.4.27. Выключатель ограничителя скорости, приводящий в действие ловители противовеса, должен размыкать электрическую цепь при срабатывании ограничителя скорости. У лифта с электроприводом постоянного тока допускается размыкать электрическую цепь до срабатывания ограничителя скорости, используя для этого выключатель, предусмотренный п. 6.4.26.

6.4.28. Выключатель ловителей должен размыкать электрическую цепь при срабатывании ловителей.

6.4.29. Выключатель слабины тяговых канатов (цепей) должен размыкать электрическую цепь при слабине и (или) обрыве одного, нескольких и всех тяговых канатов (цепей).

6.4.30. Выключатель натяжного устройства каната ограничителя скорости должен размыкать электрическую цепь при переходе натяжным устройством крайних рабочих положений.

6.4.31. Выключатель натяжного устройства уравновешивающих канатов должен размыкать электрическую цепь при переходе натяжным устройством крайних рабочих положений.

6.4.32. Выключатель устройства ручного привода лебедки должен размыкать электрическую цепь при соединении (зацеплении) вращающихся частей указанного устройства с вращающимися элементами лебедки.

6.4.33. Выключатель тормоза безредукторной лебедки (п. 5.4.15) должен размыкать электрическую цепь, если тормоз не наложился; при этом движение лифта должно прекращаться.

6.4.34. Выключатель упора в приямке должен размыкать электрическую цепь при установленных в рабочее положение убирающихся упорах в приямке.

6.4.35. Выключатель гидравлического буфера должен размыкать электрическую цепь при опускании плунжера буфера на 50 мм и более.

6.4.36. Кнопка "Стоп" должна размыкать электрическую цепь при ручном воздействии на нее.

При нажатии на кнопку "Стоп" должны быть отменены все команды управления, за исключением вызовов у лифта с собирательным управлением, а также случаев, допускающих (в соответствии с п. п. 6.3.32 и 6.3.33) исключение действия кнопки "Стоп".

После остановки кабины кнопкой "Стоп" движение может быть начато только после отмены действия этой кнопки и подачи новой команды управления.

В проходной кабине, у которой расстояние между дверями более 4 м, кроме кнопки "Стоп", установленной в посту управления или рядом с ним, необходимо установить кнопку "Стоп" и вблизи второй двери кабины.

При нахождении кабины на уровне посадочной (погрузочной) площадки нажатие на кнопку "Стоп" (если она имеется — п. 6.3.4), расположенную в кабине, должно приводить к открыванию дверей кабины и шахты на этой площадке у лифтов, имеющих автоматически открываемые двери. Допускается не выполнять это требование при наличии на посту управления в кабине специальной кнопки для открывания дверей или обеспечении открывания дверей с помощью кнопки на посту, соответствующей этажу, на котором находится кабина.

6.4.37. В приямке шахты и блочном помещении должны быть установлены несамовозвратные выключатели ручного действия для размыкания цепи управления.

6.4.38. На одной из посадочных (погрузочных) площадок могут быть установлены различные выключатели и переключатели ручного действия для осуществления обслуживающим персоналом коммутационных операций по отключению (включению) цепей управления или изменению режима работы лифта (лифтов).

Эти выключатели (переключатели) должны быть недоступны для посторонних лиц.

Концевой выключатель двери

Концевой или конечный выключатель – это электрический аппарат, подающий сигнал при перемещении подвижного элемента в крайнее положение. Назначение – ограничение и контроль за движением механизмов и устройств. В домашних условиях их применяют в основном для включения освещения, в системах сигнализации и автоматического открывания ворот. Принцип действия не отличается от обычного выключателя. На фото изображены разновидности устройств.

Выключатели

Разновидности концевых выключателей

Конструкция

Конструктивно концевой выключатель содержит следующие элементы:

  • корпус;
  • крышка;
  • головка;
  • контакты.

Корпуса конечных выключателей должны быть прочными, поскольку принимают на себя значительные механические нагрузки. Материалом здесь служит сплав кремния с алюминием.

Миниатюрные устройства могут быть сделаны из пластика.

Принцип действия

Разновидностей концевых выключателей много. В этот перечень входят преимущественно механические и электромагнитные устройства.

Механические выключатели

Механические концевые выключатели распространены в быту и на производстве. Они бывают кнопочными, рычажными или с роликами.

Выключатели

Механические концевые выключатели: а – кнопочный; б – рычажный; в – роликовый

Внутри корпуса находятся электрические контакты, схема которых изображается на нем снаружи. Они могут быть размыкающими или замыкающими. Одинарный концевой выключатель встречается редко. Обычно используются не менее пары контактов – нормально открытый и закрытый. Подобное универсальное исполнение дает возможность выбирать необходимую схему переключения.

Одной из разновидностей концевиков являются микровыключатели. Принцип их работы тот же самый, но рабочий элемент имеет маленький ход. В связи с этим нужна тщательная настройка при установке. Рабочий ход микровыключателя можно увеличить за счет использования промежуточного звена, например, рычага с роликом.

Концевой выключатель двери срабатывает при ее наезде на колесо и перемещении его вместе со стержнем вниз.

Схема

Схема, показывающая принцип работы концевого выключателя

Стержень размыкает верхние контакты и обесточивает подключенное устройство, или включает что-нибудь нижними контактами, например, освещение или систему сигнализации.

Устройство следует проверять, чтобы не было сбоев в настройке.

Магнитные устройства

Надежно срабатывает концевик – геркон, замыкающий или размыкающий контакты при поднесении к нему магнита (рис. а). Бесконтактный принцип действия повышает надежность устройства. Герконы применяются широко, благодаря небольшой стоимости и компактности (рис. б). Их часто используют вместо механических концевых выключателей.

Датчик

Герконовый датчик: а – принцип действия; б – внешний вид

Геркон используют в паре с постоянным магнитом. Их помещают отдельно в пластиковые корпуса, закрепленные соответственно на неподвижной и подвижной частях. Затем геркон подключается к контролируемой цепи. При закрытой двери магнит находится в связи с герконом и замыкает его контакты. Как только дверь начинает открываться, их связь разрывается и контакты размыкаются. Прибор работает с небольшим током и подключается в разрыв электрической цепи.

В зависимости от назначения, выбирают герконы с нормально открытыми, закрытыми или переключающими контактами.

Индуктивные устройства

Выключатели применяются для лифтов, подъемников, металлических дверей и ворот. При появлении объекта из металла рядом с датчиком индуктивное сопротивление дроссельной обмотки резко увеличивается, что приводит к уменьшению тока в обмотке реле К1 и его отключению. При этом размыкаются его контакты К1.1 в силовой цепи.

В отличие от герконов, устройства реагируют на металл, и магнит здесь не требуется. Их делают от больших размеров до микровыключателей. Крепление производится гайками, болтами, на клей и др. способами.

Выключатель

Индукционный конечный выключатель: а – принцип работы; б – внешний вид (тип ВБИ-М12); ФМ – объект, имеющий ферромагнитную массу; L1 – дроссель; К1 – электромагнитное реле

Чтобы через микровыключатели не проходил большой ток, нужно установить в схему промежуточное реле для подключения светильников. Преимуществом от их применения является тонкая проводка к выключателям, поскольку через них протекают небольшие токи.

В качестве реле можно использовать модель МРП-1, устанавливаемую на DIN-рейку. Подойдет простое реле РП-21 или микрореле серии 55.

В качестве «микриков» можно использовать дешевые автомобильные концевики, для которых необходимо создать удобное крепление своими руками.

Интересным вариантом для включения света в шкафу является датчик движения, который срабатывает при открывании дверцы и подает напряжение на светильник.

Конечный выключатель для дверей

Выключатель кнопочный 4313WD применяется для включения и отключения освещения в распашных дверях мебели (рис. а). При нажатии на кнопку цепь размыкается. Устройство фиксируется четырьмя саморезами на монтажной поверхности внутри шкафа таким образом, чтобы дверца в закрытом состоянии нажимала на кнопку и держала свет выключенным. При открывании дверцы свет внутри шкафа включается.

Питание освещения от сети 220 В, ток – 2 А.

Схемы

Схемы установки концевых выключателей: а – для распашных дверей (4313WD); б – для раздвижных дверей (4312SD)

Выключатель 4312SD для раздвижных дверей работает при боковом воздействии дверцы на кнопку (рис. б). Остальная схема работы ничем не отличается от распашных дверей.

Включение света при открывании шкафа

Чаще всего применяются следующие выключатели:

  • клавишный;
  • концевой;
  • инфракрасный;
  • сенсорный.

Установка клавишного выключателя связана со штроблением стен, что не очень удобно. Работу целесообразно проводить при ремонте помещения. Монтаж производится внутри шкафа, а крепление выключателя – на боковой стойке. Электропроводку целесообразно спрятать в пластиковом канале. Провода выводятся на заднюю стенку и разводятся по нишам.

Наружный монтаж не рекомендуется, поскольку проводка может мешать установке шкафа вплотную к стене.

Концевые выключатели обычно устанавливаются в каждой секции шкафа-купе. При открывании дверцы кнопка отжимается и внутри зажигается свет. Подобная установка является удобной, так как можно включать освещение отдельно в каждом отделении. К любой модели прилагается инструкция по монтажу, которую нужно правильно выполнить. Важно, чтобы при этом выключатель не мешал передвижению дверей соседних секций.

Преимуществом инфракрасных датчиков является срабатывание на движение при открывании распашных или раздвижных дверей. Для этого их не нужно тщательно подгонять, поскольку устройства являются бесконтактными.

Сенсорные выключатели срабатывают на прикосновение и просто устанавливаются. Они менее надежны, и предпочтительнее устанавливать концевые или инфракрасные.

Видео про концевик

Каким образом происходит извлечение концевика из замка двери автомобиля, можно узнать из видео ниже.

Концевые выключатели для дверей предназначены для повышения комфорта дома. Их назначение в быту может быть самым разнообразным: в системах автоматического открывания ворот, в охранной сигнализации, для включения освещения. Устройства легко монтируются своими руками.

ЛИФТОВЫЕ КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ

Крайними рабочими положениями кабины считаются два положения кабина находится на верхнем крайнем рабочем этаже, причем уровень пола кабины находится выше уровня этажной площадки на 15 мм для лифтов, загружаемых напольным транспортом, и больничных, а для остальных лифтов — на 50 мм, кабина находится на нижнем крайнем рабочем этаже и уровень пола кабины при тех же условиях находится ниже уровня этажной площадки

На рис 108, а изображен конечный выключатель рубящего типа Такими выключателями снабжены лифты модели ЭМИЗ. Конечный выключатель состоит из конечного рубильника, установленного в машинном помещении, двух качалок 6 и 10, установленных в шахте лифта в зонах верхнего и нижнего крайних рабочих этажей, каната связи 4 и отводки 9, прикрепленной к купе или каркасу кабины Канат связи качалок с конечным рубильником закреплен одним концом при помощи зажимов 14 к хвостовику 15 защелки 18, другим концом он крепится к кронштейну 1 При помощи зажимов канат крепится к качалкам 6 и 10. Конечный рубильник в свою очередь, состоит из корпуса 21, изолирующей платы 23, на которой укреплены неподвижные части

контактов (стойки) 28 и 32 (на рис 108, б они показаны с правой стороны платы, точно такие же стойки расположены с левой стороны) защелки 18, вилки 20 и пружин 17 и 26. Изолирующая плата крепится к корпусу рубильника двумя винтами 81 (слева и справа платы). Защелка шарнирно укреплена на оси, которая проходит через держатель 16 и может поворачиваться вокруг оси, выводя из зацепления свой упор с пластинами 22. К неподвижным контактам с одной и другой сторон изолирующей платы присоединяются две фазы силовой сети, причем провод от одной фазы разъединен и разъединенные концы присоединены один — к шине 28, другой — к шине 32 Провод от другой фазы также разъединен и разъединенные концы присоединены к таким же шинам с другой стороны изолирующей платы (слева).

На вилке 20 закреплены две пластины 19 и 22 Пластина 19 стальная, а пластина 22 выполнена из изолирующего материала и скреплена со стальной при помощи винтов (см. рис. 108,б). К изолирующей пластине прикреплены две подвижные части контактов — перемычки 29 Неподвижные части контактов состоят из шин 28 и 32 и губок 27, 30.

В качестве конечного выключателя может использоваться этажный переключатель ПЭ-1 (см. рис. 106). Конечные выключатели такого типа устанавливаются на лифтах по два — один в зоне верхнего крайнего рабочего этажа над этажным переключателем и другой в зоне нижнего рабочего этажа под этажным переключателем Контакты конечных выключателей включены последовательно в цепь управления лифтом. Конечными выключателями такого типа снабжаются лифты модели КМЗ 1958

На рис. 109 показан конечный выключатель с использованием контакта ВК-200Б, который крепится к кронштейну 5 К этому же кронштейну шарнирно крепится рычаг 2 с вилками 9 и 10. Через прорези в вилках проходит канат ограничителя скорости. На этом канате укреплены две бобышки 1, одна — для отключения конечного выключателя при движении кабины вверх, другая — при движении кабины вниз. На рычаге жестко укреплен эксцентриковый сектор 8. Контакт конечного выключателя включен в цепь управления лифтом последовательно с другими предохранительными контактами. Такими конечными выключателями снабжаются лифты моделей 1964 и 1966 с раздвижными дверями.

Принцип работы конечного выключателя рубящего типа (см рис 108, а) состоит в следующем. При проходе кабиной своих крайних рабочих положений вверх отводка 9 набегает на ролик 13 рычага 10 и давит на него (отводка установлена так, что ее тело перекрывает ролик на 15—20 мм (см. рис 108,а) Под действием этого усилия рычаг качалки поворачивается вокруг своей оси, канат связи натягивается, хвостовик защелки 18 опускается, а упор, расположенный на ее противоположном конце (на рисунке справа), поднимается, освобождая пластины 19, 22 Под действием двух пружин 26 вилка 20 отбрасывается до упора пластин 19 и 22 в переднюю стенку корпуса конечного рубильника, вместе с этим левая и правая перемычки 29 (см. рис 108,6) размыкают силовую цепь Для того, чтобы включить конечный рубильник, необходимо сначала сдвинуть кабину из зоны действия отводки на ролик рычага качалки, а затем нажатием на ручку 20 вилки включить конечный рубильник.

Принцип работы конечных выключателей лифтов модели КМЗ-1958 (см рис. 103) заключается в следующем При проходе кабиной своих верхних и нижних рабочих положений ролик рычага конечного выключателя входит в паз комбинированной отводки (подробно см. в гл. 11), находящегося под углом к вертикальной части, рычаг конечного выключателя поворачивается вокруг оси, нажимной рычаг освобождает шток блок-контакта, контакт размыкается и исполнительный аппарат, подающий питание на электродвигатель, и сам электродвигатель теряют питание. Конечные выключатели такого типа включаются автоматически после перемещения кабины из зоны действия комбинированной отводки на конечный выключатель.

ЛИФТОВЫЕ КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ

Рис. 108 Конечный выключатель рубящего типа:
1 — кронштейн, 2, 3 — винты, 4 — канат связи конечного рубильника с качалками, 5 — ось качалки, 6, 10 — качалки, 7, 11 — штифты (оси роликов), 8 — стена кабины, 9— отводка, 12 25 — шплинты, 13 — ролик, 14 — зажим; 15 — хвостовик защелки, 16 — держатель, 17 — запорная пружина 18 — защелка, 19 — стальная пластина, 20 — вилка, 21 — корпус рубильника, 22 — диэлектрическая пластина с контактными перемычками, 23 — изолирующая плата, 24 — стержень вилки 2о — возвратная пружина, 27. 30 — губки, 28, 32 — шины, 29— подвижная часть контакта (перемычка)

Принцип работы конечного выключателя лифтов с раздвижными дверями (см. рис. 109) заключается в следующем.

При переходе кабиной своих крайних верхнего или нижнего рабочих положений бобышки 1, укрепленные на одной и второй ветвях каната ограничителя скорости, подходят снизу к левой или к правой вилкам 9 рычага 2, приподнимают его, рычаг с сектором 8 поворачивается вокруг оси. Сектор давит на ролик конечного выключателя 6, его контакт размыкается и исполнительные аппараты, подающие питание на электродвигатель и сам электродвигатель теряют питание.

Для включения конечного выключателя необходимо сдвинуть кабину и вывести бобышки из зоны действия вилки рычага, а затем вручную нажатием на рычаг контакта включить его.

К конечным выключателям предъявляются следующие требования.

Контакты конечного выключателя должны выполняться несамовозвратными. Допускается применение самовозвратных конечных выключателей, устанавливаемых в цепях управления лифтов Со скоростью движения кабины до 1,4 м/с.

Лифты с приводом переменного тока с барабанной лебедкой или канатоведущим шкивом, у которых собственный вес тяговых канатов таков, что при неподвижном противовесе или кабине не проскальзывают канаты на канатоведущем шкиве, должны оборудоваться конечными выключателями главного тока.

Вместо выключателей главного тока допускается установка конечных выключателей, действующих независимо один от другого на независимые аппараты цепи управления, обеспечивающие двойной разрыв цепи главного тока и отключение электродвигателя.

ЛИФТОВЫЕ КОНЕЧНЫЕ ВЫКЛЮЧАТЕЛИ

Рис. 109. Ограничитель скорости и конечный выключатель лифтов с раздвижными автоматическими дверями:
а — общий вид, б — механизм отключения конечного выключателя;1 — бобышка, 2— рычаг, 3 — канат ограничителя скорости; 4 — шкив; 5 — кронштейн; 6 — конечный выключатель типа ВК 200Б; 7 — провод; 8 — эксцентриковый сектор, 9, 10 вилки рычага, 11 — винт

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Проходной выключатель с индикатором схема подключения
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector