Artellie.ru

Дизайн интерьеров
2 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Схема авто выключателя света

Схема авто выключателя света

Добавить схему на сайт Добавить в избранное

Схема выключателя света в прихожей
Схема выключателя света в прихожей Знакомая ситуация, — вы приходите вечером домой, и отперев дверь квартиры,начинаете на ощупь искать выключатель света в прихожей. Затем вы его включаете, и разувшись и раздевшись, перемещаетесь в комнаты, включаете в них свет, а свет в прихожей выключить забываете. В дождливую погоду ситуация из просто экономически неудобной становится опасной, -поиск наощупь выключатель мокрой рукой, да еще и с рукава одежды течет, может привести к попаданию воды внутрь выключателя, что может вызвать поражение током.

Проблему может решить несложный маломощный автомат, который будет дублировать имеющийся выключатель света. Автомат включает лампу в момент открывания двери, поскольку, при этом замыкаются контакты датчика, механически связанного с дверью. Затем, после закрывания двери контакты этого датчика размыкаются, но свет продолжает еще гореть около одной-двух минут, чего вполне достаточно.

Если требуется чтобы свет горел продолжительное время, — можно воспользоваться обычным механическим выключателем. Но тогда автоматического выключения света не будет.

Принципиальная схема показана на рисунке. Конечно, сейчас очень популярна такая современная элементная база как коммутационные высоковольтные полевые транзисторы, оптоэлектроника, но, в глубинке радиолюбитель может рассчитывать только относительно старую комплектацию, — тиристоры типа КУ201, КУ202, диоды КД209, КД105, микросхемы серии К561, высоковольтные транзисторы от .старых телевизоров «УСЦТ». Именно на такой базе и построена эта схема.

Схема автоматического выключателя представляет собой двуполюсник, который включается параллельно имеющемуся на стене помещения выключателю. Это удобно тем, что нет нужды делать какие-то дополнительные провода к лампе освещения или для подачи питания от сети. Есть только два провода, которые идут к датчику, установленному на двери.

Ключевое устройство состоит из тиристора VS1, диодов VD2-VD3 и транзистора VT1. Лампа Н1 питается пониженным напряжением, потому что на неё поступает только одна полуволна сетевого напряжения. Эквивалентно, это примерно 180 V. С одной стороны, это бережет лампу, потому что она питается пониженным напряжением, а с другой стороны, нет надобности в установке выпрямителя или замены тиристора симистором. Что касается яркости света, то вместо обычной 40 ваттной лампы можно просто поставить 60 ваттную.

Диоды VD2 и VD3 предохраняют тиристор от пробоя обратным напряжением. Управляет тиристором транзисторный ключ на VT1. S2 — это имеющийся в помещении выключатель, при его замыкании лампа горит непрерывно. S1 — контактный датчик, установленный на входной двери (датчик подкапотного освещения автомобиля ВАЗ-08). При открывании двери контакты его замыкаются и он замыкает конденсатор С1. На выходе элемента D1.1 устанавливается лог. 0, а на выходе D1.4 -единица. Ключевое устройство открывается и подает питание на лампу.

После закрывания двери контакты S1 размыкаются и С1 начинает заряжаться через R1. Спустя 40-60 секунд напряжение на нем достигает логического уровня и на выходе D1.1 устанавливается единица, а на выходе D1.4 -ноль. Ключевое устройство закрывается и лампа гаснет.

На элементах D1.2 и D1.3 выполнен триггер Шмитта, который обеспечивает более четкое срабатывание автомата и исключает его самовозбуждение. Как уже отмечалось выше, в конструкции использована самая доступная, на нынешний день, комплектация. Диапазон замены тоже широк. Диоды КД209 можно заменить любыми аналогичными выпрямительными диодами на напряжение не ниже 300 В, это могут быть КД105, КД226 или другие. Стабилитрон Д814А можно заменить на Д814А-Д, Д818 или использовать более современные КС509, КС510, КС511, КС512. Все же желательно, чтобы у стабилитрона был металлический корпус, так как он отводит излишек тепла.

Транзистор КТ940А можно заменить любым другим высоковольтным средней мощности. Емкость конденсатора С1 может быть меньше указанной на схеме, от параметров цепи C1-R1 зависит продолжительность свечения лампы после закрывания двери. Емкость С2 не должна быть меньше указанной на схеме. С1 и С2 — импортные аналоги К50-35. С1 должен быть на как можно большее напряжение (чем больше напряжение, на которое рассчитан конденсатор, тем меньше его ток утечки). Но, С1 и С2 должны быть на напряжение не менее 16 V.

Тиристор КУ201Н можно заменить на КУ201К, Л, М или КУ202 К, Л, М, Н. КУ202 предпочтительнее, — он совсем не будет нагреваться. Микросхему К561ЛА7 можно заменить любой другой микросхемой серии К561 или К1561, имеющей не менее четырех инверторов, таких как К561ЛЕ5, К561ЛН2, К561ТЛ1.

Все устройство собрано в небольшой пластмассовой мыльнице. Тиристор установлен на кронштейне сделанном из уголка от детского металлического конструктора. Большинство деталей закреплено в мыльнице клеем «Момент-1М». Устройство крепится под потолком над выключателем света и соединено с ним стандартным сетевым шнуром.

Автоматический выключатель освещения

Зачастую многих людей раздражает постоянно горящий свет в коридорах и прочих подсобных помещениях. Данная схема призвана помочь немножко уменьшить месячный итог работы счётчика и повысить комфортность пользования жилищем.

Рассмотрим схему предлагаемого устройства. Для обнаружения движения в помещении используется нормально замкнутый контакт SA1. Это может быть микровыключатель, закреплённый на двери так, чтобы при прохождении двери он размыкался, но, например, с помощью доводчика двери она потом закрывалась, замыкая контакты. Но, несомненно, проще использовать широко распространённые охранные датчики движения пассивного инфракрасного типа обнаружения. Пассивными они называются потому, что используют изменение собственного ИК фона в помещении для обнаружения движения. Типичный вид такого датчика показан на рисунке.

Морда

Зад

Датчик питается 12 вольтами постоянного тока и имеет внутри релейный контакт, нормально замкнутый при отсутствии движения и кратковременно размыкающийся при обнаружении движения. Но просто постоянно мигать светом в такт движению было бы как-то нехорошо, поэтому информационный сигнал с датчика запускает одновибратор. Одновибратором в технике называют устройство, которое по входному запускающему импульсу формирует выходной сигнал заданной длительности Т. Для наших целей освещения одновибратор классического типа дополнен дополнительным каскадом, превращающим его в одновибратор с перезапуском. То есть каждый последующий входной импульс перезапускает устройство так, что длительность выходного сигнала при скажем, трёх входных импульсах И, интервал между которыми меньше, чем установленная выходная длительность импульса Т (И1, И2 и И3) выходная длительность может быть представлена в виде Т1+Т2+Т3+Т. Здесь Т1, Т2, Т3 это отработанные задержки до прихода следующего импульса по входу. То есть пока кто-то шебуршится в комнате или, скажем, пробегают мыши свет будет гореть непрерывно, а после последней пробежавшей мышки свет будет гореть ещё установленное время Т и затем погаснет.

Рассмотрим принципиальную схему устройства на рисунке

Сам одновибратор собран на одном триггере D-типа микросхемы К561ТМ2. Для обеспечения перезапуска добавлен каскад на транзисторе VT1. При поступлении следующего импульса Этот транзистор разряжает времязадающий конденсатор С2. Для ограничения тока разряда введён резистор R4. Выходной логический сигнал с прямого выхода триггера через токоограничивающий резистор управляет ключём на транзисторе VT2. В коллектор этого транзистора включён светодиод оптронного симисторного ключа VS1. Для индикации срабатывания схемы можно добавить резистор R7 и красный светодиод LED1. Симистор оптрона включён параллельно силовому выключателю света в автоматизируемом помещении через контакты ХТ4 и ХТ5. Данное подключение позволяет сохранить независимость управления светом как со схемы автоматики, так и прежним, традиционным способом.

Детали и монтаж.
Транзисторы можно использовать любые кремниевые низкочастотные, для транзистора VT1 важен высокий коэффициент усиления и низкое напряжение насыщения. Автор использовал ВС237В, просто потому что они были под руками. Из отечественных должны неплохо работать КТ3102В, Г и аналогичные. К VT2 требования гораздо ниже, тут можно использовать КТ315в и Г. Выбор параметров времязадающей цепочки обычно считается по известной формуле:

Из-за каскада на VT1 формула даёт большую погрешность в в этом устройстве, практически при использовании указанных на схеме номиналов выдержка равна 2,5 мин, что больше расчётной. Увлекаться как увеличением емкости, так и сопротивления не стоит. Увеличение ёмкости вызывает увеличение тока короткого замыкания каскадом перезапуска, да и большой ток утечки электролита радости не добавит. Увеличение сопротивления R5 свыше 3-4 Мом приводит к повышенным утечкам по монтажу.

Силовой ключ типа S202S02 замене подлежит с трудом как по лёгкости монтажа, так и по простоте управления и высоким характеристикам (8А, 220 В AC). Можно использовать для замены типовые схемы на симисторах, тиристорах с диодным мостом или просто реле. Подобные схемы достаточно хорошо описаны в литературе. В любом случае необходимо обеспечить гальваническую развязку силовой цепи освещения от датчика по соображениям электробезопасности!

После сборки схему надо тщательно отмыть от следов флюса, так как высокоомная времязадающая цепь весьма чувствительна к утечкам по загрязнениям платы. Для первоначальной проверки желательно (не подключая силовую цепь 220V!) установить светодиод LED1 (если он не был поставлен из экономии) и проверить работу схемы при низковольтном питании. При кратковременном размыкании контактов SA1 (например, временно заменив их микротублером-кнопкой МТ1) должен зажечься светодиод и через 2-3 минуты погаснуть. При нескольких последовательных нажатиях установленное время должно отрабатываться с момента последнего нажатия. После этого можно подключить лампу-нагрузку и проверить работу схемы в условиях, приближенных к боевым.

Если длина проводов от места установки датчиков до блока реле велика или высок уровень помех, то возможно самопроизвольное срабатывание реле от импульсных помех. В этом случае входную цепь целесообразно дополнить опторазвязкой, например по схеме, изображённой ниже.

Печатная плата специально не разрабатывалась, автор обычно устанавливал подобные устройства в подходящих корпусах. Например, на фото приведён монтаж такого реле в корпусе промышленного реле с октальным цоколем.

Фотка девайса

Виден маленький радиатор из медной пластинки на ключе. При токах до 2-3 Ампер его достаточно, особенно при повторно-кратковременной работе в системах освещения. После сборки и проверки полезно плату сбрызнуть полиуретановым аэрозольным лаком, это обеспечит устойчивую работу в условиях влажности и мышеопасности.

Автоматическое включение ближнего света фар: как сделать самому

В этой статье мы рассмотрим, как доработать автомобиль, чтобы фары включались одновременно с запуском ДВС.

Автоматическое включение фар: схема, доступные варианты, преимущества

Автоматическое включение ближнего света фар

Вполне логично, что именно автоматическое включение ближнего света является той самой опцией, которая позволяет не опасаться ситуации, когда перед поездкой водитель забыл включить свет. При этом на многих импортных авто устройство автоматического включения есть, но его срабатывание происходит только с учетом определенных условий (изменение освещения, сигнал от датчика дождя и т.д.)

Чтобы решить задачу, наиболее рациональным выходом из сложившейся ситуации становится такая система автоматического включения ближнего света, которая будет работать независимо от степени освещенности и других условий, а также срабатывать без участия водителя.

Другими словами, фары должны включаться параллельно запуску ДВС. Также можно реализовать отключение света после того, как двигатель глушится. Кстати, для автомобилей, которые не имеют даже штатного датчика света (отечественные авто, старые или бюджетные новые иномарки), срабатывающего в случае изменения освещенности, постоянно включенный ближний свет позволит повысить безопасность при езде по тоннелям, под мостами и т.д.

Итак, спрос на подобные системы привел к тому, что различные предприятия, которые специализируются на выпуске электрооборудования, стали изготавливать готовые решения для авто (например, Skybrake M5, АвтоСвет AS, Фараон и т.д.) Также можно отметить и большое количество схем и устройств, которые энтузиасты и опытные автолюбители создают самостоятельно.

Если желания ставить на машину самодельные устройства нет, тогда заводские решения окажутся наилучшим вариантом. Однако функционал может быть несколько ограничен. Главное, как в первом, так и во втором случае подобные решения позволяют реализовать автоматическое включение света фар, свет включается синхронно в момент включения зажигания или пуска двигателя.

При этом еще раз отметим, что разные схемы отличаются функциональностью. Например, можно сделать так, чтобы днем горели только фары, а в темное время суток подключались габариты и т.д.

Схемы автоматического включения фар при запуске двигателя

Давайте рассмотрим несколько наиболее популярных решений. Основной задачей для автовключения света фар является подача на него питания. Это питание можно взять от зажигания. Однако следует помнить, что в авто зачастую есть и другие устройства, запитанные на замок зажигания. С этим могут возникнуть сложности.

Например, если магнитола включается после первого поворота ключа в замке, фары также могут срабатывать именно в этот момент. Такие аспекты нужно отдельно учитывать. Получается, двигатель заглушен, а ближний свет уже горит.

Чтобы избежать подобных нюансов, оптимальной считается такая схема, посредством которой подача происходит через кнопку (реле) в момент замыкания контактной группы в замке зажигания при запуске ДВС. Отключение фар, соответственно, произойдет при размыкании цепи и остановке мотора.

Отметим, многие водители считают, что подобная схема приводит к тому, что нагрузки на электроцепь возрастают. На практике правильно выполненное подключение сводит к минимуму или исключает такие нагрузки.

Чтобы реализовать автоматическое включение осветительных приборов по самой простой схеме своими руками, необходимо приобрести:

  • штатное реле (пятиконтактное),
  • проводку и диоды.

Более сложной и одновременно более удобной является схема, когда, простыми словами, фары запитываются на стояночный тормоз или датчик давления масла. Для успешного внедрения такого решения потребуется иметь 2 транзистора, проводку, реле и микросхему типа К561ТП1 или похожую.

Давайте начнем с первой схемы. При установке наилучшим образом подойдет кнопка выключения печки, которая расположена на блоке выключателей. Все работы сводятся к тому, чтобы снять выключатель габаритов, затем разъединяются провод «+» и колодка клавиш, через которую реализовано включение ближнего света фар.

Само подключение производится при помощи двойного провода, который соединяется с реле. В провод «+», который идет на выключатель печки, осуществляется врезка еще одного провода, который тоже подключается к реле. Далее к реле протягивается провод, через который подается питание на сами фары. Еще один провод «массы» кидается на корпус. На этом подключение закончено.

Остается только все соединения или перепаять, или же все «скрутки» тщательно заизолировать. В результате получается система включения ближнего света в момент включения зажигания.

К минусам можно отнести то, что в зимний период нагрузка на АКБ в момент пуска будет выше, машина будет прогреваться с включенными фарами и дополнительно расходовать топливо и т.д.

  • Чтобы избавиться от недостатков, можно задействовать следующую схему. Доработки позволят отключить свет после остановки ТС, причем независимо от включения самого зажигания. Для этого подключение выполняется к стояночному тормозу или к датчику давления масла. Как уже было сказано выше, в основе лежит микросхема, а соединение осуществляется через «ручник» или датчик давления масла.

В случае с датчиком, после отключения ДВС давление в масляной системе падает. Это приводит к тому, что контакты датчика давления масла разомкнутся, на конденсатор подается питание, через транзисторы напряжение идет на реле и фары выключаются.

Также после остановки ДВС питание с датчика подается на лампу-диод, которую устанавливают на панели приборов. Также конденсатор в схеме управления фарами начнет разряжаться и питание на реле не подается.

Хотя данная схема позволяет «обойти» замок зажигания, она также не лишена некоторых минусов. Если давление в системе смазки будет «плавающим» или понижаться, срабатывание датчика возможно при езде на нейтральной передаче или на холостых. Свет фар в таком случае будет моргать.

Еще добавим, что включение фар можно сделать как автоматическим, так и ручным. Данная возможность реализуется путем создания параллельного подключения и выбора нужного сопротивления на самой микросхеме. Кстати, решение подключаться к датчику давления масла не популярное, так как схема сложная, нужна дополнительная проводка, повышаются требования к качеству соединений.

  • Проще реализовать подключение к стояночному тормозу. Для этого к общему списку деталей нужно добавить дополнительное реле, которое запитывается на кнопку стояночного тормоза.

Такой способ позволяет добиться следующего:

  1. как только водитель начинает поднимать ручник, происходит отключение света фар;
  2. если же ручник начать опускать, фары сразу включаются.

Советы и рекомендации

Как видно, изготовленные самостоятельно решения могут иметь больше плюсов, чем штатные. Функциональность также расширяется, стоимость зачастую получается более привлекательной. Другими словами, собрать недорогую схему автоматического включения ближнего света фар вполне реально.

При этом важно понимать, что для сборки схемы своими руками необходим определенный опыт и навыки. Если вы не уверены в своих силах, лучше обратиться за помощью к профессиональному автоэлектрику. Если же работы выполняются самостоятельно, точки врезки оптимально располагать во внутрисалонном пространстве, а не под капотом. Такой подход позволит избежать окисления контактов, снижает риски увлажнения и короткого замыкания и т.п.

Если же говорить о том, что лучше, паять или делать скрутку проводов, правильно сделанная скрутка в ряде случаев окажется лучше пайки применительно к автомобилю. Дело в том, что ТС подвержено различным вибрациям, а пайка менее устойчива к вибрационным нагрузкам.

Что касается реле, проводов, предохранителей и т.д., реле нужно надежно закреплять, проводку необходимо прокладывать так, чтобы провода не лежали в «натяг». В местах перегибов проводов и в точках, где провод касается металлических частей кузова, должна присутствовать дополнительная изолирующая термоусадка. В противном случае провод может перетереться и начать замыкать.

Также настоятельно не рекомендуется вместо реле обходиться обычными перемычками, подключаться в обход предохранителей и т.д. Игнорирование данных рекомендаций может не только стать причиной неполадок оборудования, но и замыканий или пожаров.

курсовая работа / Автоматический выключатель света нов

Данное устройство предназначено для использования его в прихожей квартиры для автоматического выключения света через 30. 90 секунд после его включения кнопкой SB1 (звонковой) или SB2 (внутри квартиры). Этого времени достаточно, чтобы раздеться. Схема, рис. 1, состоит из тиристора VS1, который будет находиться в открытом состоянии в течение времени, пока идет заряд конденсатора С1. Кнопку SB2 можно установить рядом с уже имеющимся в квартире включателем света S1 (включателем удобно пользоваться, если свет нужен надолго, например при наведении порядка). Кнопка SB1 находится снаружи двери и является звонковой. При нажатии на нее зазвенит звонок и включится свет в прихожей на установленный при настройке интервал времени, что позволит при свете подойти к двери.

При работе схемы автомата в режиме освещения, лампа ЕL1 будет светиться вполнакала, так как она работает на одной полуволне сетевого напряжения, но этого вполне достаточно для освещения, а увеличить яркость можно, увеличив мощность лампочки. При желании схему легко дополнить еще одной кнопкой — SB3 (включенной параллельно с кнопкой SB2), которая будет связана с дверью и при ее открывании включит свет. Устройство может найти и другие применения, например для включения света в подвале. В этом случае кнопка SB1 и звонок не нужны, а время работы освещения можно увеличить, применив конденсатор С1 большей емкости (в схеме применен конденсатор типа К50-29 на 300 В) или подобрав резистор R2. Для стабильной работы схемы ток утечки у конденсатора должен быть минимальным. В качестве кнопки SB2 удобно использовать любой двухсекционный включатель света, доработав одну секцию для использования ее в качестве кнопки. Для этого под подвижный контакт подкладывается пористая резина, которая не позволит одной секции включателя находиться в фиксированном состоянии после нажатия на нее. Имеющуюся кнопку звонка можно доработать, дополнив ее еще одним контактом, но если у вас есть реле с рабочим напряжением 220 В можно обойтись одной группой контактов. При этом реле включается параллельно со звонком и при его срабатывании своими контактами (работающими вместо второй группы контактов кнопки) разряжает С1. Топология печатной платы и расположение на ней элементов приведено на рис.2. По сравнению с другими опубликованными устройствами аналогичного назначения данная схема имеет меньшие габариты, не содержит дефицитных деталей и проще в изготовлении и подключении.

Предлагаю устройство, которое автоматически включает свет при входе на кухню или в любое другое помещение. Особенность устройства — контроль внешней освещенности и включение света только в темное время.

Схема собирается в небольшом корпусе и соединяется со штатным выключателем света S1 в кухне. Датчик-геркон размещается возле кухонной двери, а на самой двери закрепляется магнит таким образом, чтобы при открывании двери магнит кратковременно проходил возле геркона и замыкал его.

Принципиальная схема устройство приведена на рис.1

Рис.1.

При этом на вход элемента DD1.1 подается напряжение питания (логическая «1»), на выходе DD1.2 устанавливается высокий уровень, открывается транзистор VT1 и срабатывает репе К1. Его контакты К1.1, включенные параллельно S1, зажигают лампу HL1,

Конденсатор С1, который при замыкании геркона полностью разрядился, начинает заряжаться через резистор R1. Во время заряда на входе DD1.1 поддерживается высокий уровень, и реле включено. После заряда С1 на входе DD1.1 устанавливается низкий уровень, такой же уровень — на выходе DD1.2, и VT1 закрывается. Реле К1 отпускает, и лампа гаснет. Фоторезистор В2, обращенный к окну, прикрепляется на раме окна или к стеклу, так чтобы свет на кухне не воздействовал на него.

Когда на улице светло, транзистор VT2 открыт, реле К2 включено, контакт К2.1 разомкнут, и срабатывание геркона В1 не вызывает включения света. Уровень внешней освещенности, при котором должно отключаться фотореле, устанавливается подбором R2.

Когда наступает вечер” и за окном темнеет, освещенность фотодатчика уменьшается, реле К2 отпускает, контакт К2,1 замыкается. Теперь срабатывание геркона включает свет. При указанных номиналах R1, С1 выдержка времени составляет около 20 мин. Ее можно сократить или увеличить, изменив номиналы R1, С1.

Данный автомат рассчитан на относительно кратковременное пребывание на кухне (чтобы узнать, что осталось в холодильнике, или поставить на огонь чайник>. Для длительного пребывания необходимо включить S1.

голоса
Рейтинг статьи
Читайте так же:
Ограничение тока светодиода lm317
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector