Как подключить трехфазный электродвигатель через магнитный пускатель? Какой взять пускатель
Как подключить трехфазный электродвигатель через магнитный пускатель? Какой взять пускатель?
Трехфазный электродвигатель с пуском от кнопочного поста через магнитный пускатель на U= 380 В. В стандартной схеме присутствует автоматический выключатель, трехфазный магнитный пускатель, двухпостовая кнопка, тепловое реле. Пускатель и автоматический выключатель выбираются по току эл.двигателя ( номинальный ток см. на бирке) – больше можно, меньше – нет, не выдержит силовая часть. Автоматический выключатель при этом необходимо откалибровать, чтобы он срабатывал при к.з ( коротких замыканиях), а также при перегрузках. Также калибровке подвергается тепловое реле. Для подключения нужен силовой четырехжильный кабель, также выбирается по потребляемому току; для обвязки вторичных цепей управления –подойдет трехжильный или четырехжильный ( одна жила для резерва) кабель сечением 1.5-2 мм2.
Что бы подключить трёхфазный двигатель через магнитный пускатель, необходимо приобрести все необходимые "девайсы" и провода + надо иметь схему.
Нужен сам двигатель (провода от него), магнитный пускатель и так называемый "кнопочный пост" (кнопки "пуск" и "стоп").
Естественно пускатель подбирается под конкретный двигатель.
Сечение провода так же подбирается от мощности двигателя.
Сам магнитный пускатель состоит из двух групп, это силовая и группа управления (сверху, если снять крышку, силовая).
К силовой группе подсоединяем провода идущие от двигателя.
Под зажимы контактов крепим провод на одну фазу, затем на вторую и третью.
Далее, подключаем питающие провода.
Последний провод вставляем в зажим, но не затягиваем его, в этот же зажим крепим провод для питания катушки.
Всё, устанавливаем и крепим крышку пускателя.
Далее тот самый фазный провод сажаем на замыкающий контакт стоповой кнопки.
Затем подключаем провод управления катушки (с противоположной стороны на стоповой кнопке).
Для подключения к кнопке "пуск" нужно уже два провода, делаем скрутку и зажимаем.
Провод с кнопки "пуск" подсоединяется к блокировочным контактом магнитного пускателя.
Затем 2-й провод (с противоположной стороны) от кнопки "пуск" к пускателю.
Подсоединяем нулевой провод к катушке, на финише будет вот такая "картина", проверяем правильность подключения, включаем двигатель через кнопку "пуск".
Вот это общие моменты.
Но на мой взгляд, перед таким сложным подключением, лучше изучить (понять) принцип работы и двигателя и пускателя и кнопочного поста, абсолютно механически (этот провод сюда, тот туда) можно подключить розетку, или выключатель, но не электродвигатель через пускатель.
Надо сначала подобрать пускатель
Сам пускатель делится на две части:
- верх силовая часть
- низ управление
На верхнюю часть пускателя устанавливаются провода по схеме: с одной стороны три подающие фазы, с другой стороны три идущие на электродвигатель. К контакту "с" прикручиваем ещё один провод, на питание катушки:
Фаза с контакта "с" идёт на стоповую кнопку (замыкающий контакт):
Далее на стоповой кнопке садим провод управления катушкой и два провода в контакты пусковой кнопки, один из них на выход стоповой кнопки, другой на управление катушки пойдёт:
Вот соответственно сюда на пускатель:
С пусковой кнопке, второй контакт:
На пускателе устанавливаем перемычку между полюсом и контактом:
И далее второй провод с кнопки садим на фазу пускателя, туда где перемычка:
Остаётся только подсоединить ноль с обратной стороны пускателя:
Должна получиться вот такая схема: С электродвигателя три провода приходят на нижние контакты верхней группы пускателя, На верхние контакты верхней группы подходят три провода с фазами от автомата, с одного из верхних контактов (часто используется "с") идёт на стоповую кнопку провод, со стоповой кнопки провод переходит на пусковую кнопку, с пусковой кнопки (тот же контакт) приходит провод на разомкнутый контакт (правая сторона) нижней группы пускателя, второй провод с пусковой кнопки приходит на нижнюю группу пускателя на контакт с левой стороны, соответственно внизу со стороны подсоединения к пускателю фазы подводим ноль.
Кроме этого соответственно нужно правильно подключить контакты на самом электродвигателе и заземлить его!
Petrem.ru
Всё о и для ремонта квартир и загородного строительства своими руками. На сайте вы найдете ответы на вопросы связанные с ремонтом квартиры, загородном строительсве которые вам помогут реализовать ваши мечты и сэкономить ваши деньги.
Как сделать левую розетку и провести ее в частном доме
Сегодня каждый человек задумывается над тем, как сэкономить на потреблении электричества. Неужели придется отказываться от благ цивилизации? Наш ответ – нет. Получить электричество можно совершенно бесплатно, но для этого придется схитрить. Распространенный способ экономичного использования света – подключение к счетчику «обходными» путями. Как сделать левую розетку в частном доме, установить ее правильно и безопасно для жизни, читайте дальше.
О способах создания
На самом деле известно лишь об одном способе, как сделать левую розетку в частном доме: присоедините дополнительный кабель к вводному проводу непосредственно перед его подключением к электросчетчику. Таким образом, левый отвод кабеля должен подключаться до счетчика. Других вариантов создания альтернативной и бесплатной линии энергопотребления не существует.
Другой вопрос заключается в том, каким методом и в каком месте подключать дополнительный кабель. Это каждый хозяин дома должен решить самостоятельно, относительно индивидуального расположения объектов электротока. Левый кабель может располагаться в двух места – снаружи дома или внутри.
При этом выбор места должен быть безопасным, скрытым от посторонних глаз, поскольку левая розетка является незаконной. Если ее обнаружат контролеры, то это чревато довольно солидным штрафом!
Особенности подключения розетки
Начнем со способа подключения альтернативного кабеля снаружи дома. Для начала следует определить место, где будет находиться левая розетка. Чтобы точно это установить, нужно исследовать путь, по которому проводка тянется к электросчетчику. В частный дом электричество проводится по кабелю с ответвлениями, закрепленному на столбах. Исходя из этого понятно, что провод идет двумя способами: по воздуху или под землей. Первый вариант применяется в силу своей простоты и доступности по стоимости монтажа. Ко второму варианту прибегают люди, которые следят за ландшафтом своего участка и не хотят портить внешний вид бетонными столбами. Однако в последнем случае провести альтернативный кабель на частный участок в будущем будет сложно.
Создание линии по воздуху
При прокладывании электропередачи по воздуху используются алюминиевые неизолированные провода с сердечником из стали. Непосредственно к частному дому ответвления основной линии делаются из таких же проводов либо же из провода с заизолированной жилой. Если имеем первый вариант – неизолированную проводку, то это крупное везение. Перед нами практически готовая неучтенная розетка. Чтобы довести дело до конца, следует накинуть обычный провод на входящий кабель. Это позволяет обойти счетчик и получить дополнительную розетку с бесплатным электричеством.
Кстати, такой махинацией пользуются, когда подключают в сети сварочный аппарат. Заметить такую конструкцию очень сложно, поэтому она считается самой надежной и безопасной. Однако стоит понимать, что линия проводов не должна просматриваться с улицы. Когда ответвление проводов к дому видно по всей длине, о секретности не стоит говорить. Также, если дом стоит близко к дороге, то есть вероятность, что кто-то может заметить данную незаконную конструкцию. Повезло тем, чей дом расположен в глубине двора – маленький обзор скроет розетку.
Следует тщательно замаскировать изоляторы, которые часто выдают левые кабели. Обращаем внимание, что в этом деле безопасность превыше всего, поэтому нужно регулярно осматривать провода на очаги подгорания. Их часто создают наброшенные провода. Как вариант, можно использовать самодельные зажимы, которые цепляются на провод. Это устройство хорошо защищает кабель от оплавления. Снять их не составит труда при визите контролера.
Следующий вариант – подключение к изолированной проводке. Тут нужно снимать с кабеля изоляцию, иначе проложить дополнительную розетку не получится. Дальше все делается, как в предыдущем варианте. Убирать изоляцию лучше недалеко от изоляторов, а голый участок обязательно спрятать в кембрик из резинового шланга. Важный момент – контролер при осмотре кабеля может заподозрить обман, если увидит оголенный участок. Однако всегда можно сослаться на незнание. Счищенная изоляция не является нарушением.
Создание линии под землей
Для прокладывания левого кабеля придется провести масштабные земляные работы. Они потребуются для того, чтобы обеспечить бесперебойную работу дополнительной системы. Стоит понимать, что грунт, его влага, различные грызуны негативно воздействуют на провода. Поэтому линию электропередачи раскапывают, снимают с нее изоляцию, накладывают провод и изолируют место соединения. Изоляция производится муфтой. Она может быть как самодельная, в нее заливается эпоксидная смола, так и покупная, обработанная специальным составом. Все работы выполняются под напряжением, так что нужно быть осторожным.
Такую конструкцию обнаружить практически нереально, однако некоторых хозяев подводит непредусмотрительность. Контролеры легко находят левый провод, проложенный в стороне от основной линии, с помощью сверхчувствительного оборудования. Чтобы этого не произошло, лучше часть провода накладывать вместе с основным, который постоянно под напряжением, а часть направлять в ответвление и монтировать в пускатель. В данном случае управляющая фаза обязательно находится возле вводного автомата. Получается, если отключить электричество в доме, то оно автоматически исчезает в альтернативной розетке.
Есть еще один нюанс, который упускают хозяева частных домов при монтировании дополнительной электророзетки. Многие берут для нее не домашний «ноль», а заземление. Получается, когда отключается фаза «ноль», электричество остается только в левой конструкции.
Левый провод можно проложить в квартире. Здесь используется тот же принцип монтажа, что при создании линии под землей. Однако это будет сделать сложнее, чем в частном доме. Вся проблема упирается в то, что кабель в жилых многоэтажках проходит внутри стены.
Перед установкой дополнительной розетки частично разбирается стена. Это дает доступ к вводному кабелю, который еще не подведен к счетчику. С него снимается изоляция, наживляется дополнительный провод, место соединения закрывается и изолируется. Теперь остается подключить розетку к току.
Главная проблема альтернативного источника электроэнергии в данном случае – его использование. Левая конструкция должна выглядеть естественно и не вызывать подозрений у контролеров. Для этого проводка прокладывается внутрь стены. Желательно монтировать ее на этапе прокладывания всей электропроводки. Иначе ставить ее придется возле счетчика. А обычно контролеры простукивают стены именно в этих местах.
Рекомендуем для заделывания стен после их разбора использовать цементную замазку. Она не будет отличаться от основной стены и не создаст «пустоты», которые можно простучать. Также для маскировки левой врезки не стоит выбирать пускатель старой модели. Он очень хорошо «сигнализирует» о незаконной конструкции, щелкая контактами, после отключения вводного автомата.
Контактор – принцип действия, схемы подключения
Бытовые приборы
Для бесперебойной работы устройств, которые постоянно включают и выключают, используют устройства для подавления перенапряжения, они распределяют питание и осуществляют управление над подключенными нагрузками. Подача питания происходит через правильные схемы подключения оборудования, для этого используют электродвигатель. Так же осуществляется реверсивное движение и остановка.
Устройство и принцип работы
Магнитные пускатели и контакторы можно подключать самим, достаточно понять принцип работы устройств и настройку схем. Состоит пускатель магнитный из магнитопровода и катушки-индуктора. Магнитный провод имеет две части подвижную и не подвижную, первая закрепляется на пружине и осуществляет свободное движение, а вторая установлена на теле устройства и неподвижна.
В отверстии второй части установлена катушка, ее расположение влияет на номинальные контакторы пускателя с катушкой, подразделяются на 12 V и 24 V, 110 V и 220 V и 380 V. А вторая часть служит для подвижных и неподвижных контактов. Если питание не поступает, первая часть отжимается пружинами, а состояние контактов не меняется и остается в первоначальном виде.
Как только напряжение появляется, при нажатии пусковой кнопки или другом поступлении электроэнергии, катушкой регулируется генерация электромагнитного поля, при котором притягивается первая часть устройства и расположение контактов меняется.
Если напряжение пропадает, зона электромагнитного поля иссякает, пружинная часть отжимается в подвижной стороне контактора в верхнюю сторону, а состояние контактов возвращается в первоначальный вид. Так работает электромагнитный пускатель, напряжение появляется в контактах происходит замыкание, пропадает происходит размыкание. На контактное устройство подключаются постоянные или переменные приборы с напряжением.
Но нужно следить за параметрами устройства, чтобы они не превышали заявленные в инструкции по применению.
Пускатели делятся на два типа с нормальными закрытыми контактами и нормальными открытыми. От этого можно понять, как они работают, первые отключают напряжение, а вторые включают, чтобы питание подавалось нужно использовать номер два, а чтобы подавлялось первый.
Где и зачем применяется
Электромагнитные пускатели и контакторы встраиваются в силовую сеть, которая занимается транспортированием тока, может быть постоянное или переменное напряжение, работа применяется на электромагнитных индукциях. Устройства оснащаются набором сигнальных контактов, через них питаются подключенные приборы. Одни выполняют вспомогательную функцию, а другие рабочую.
Электроустановки и электродвигатели управляются пускателями, но не защищают их при падении напряжения, так как происходит размыкание силового контакта, и работа прибора, на который распределяется электромагнит приостанавливается и самостоятельное включение исключается.
Чтобы привести оборудование в действие нужно воспользоваться кнопкой “пуск”. Это обеспечивает безопасность, так как из-за самопроизвольного включения могут произойти аварии.
В схемы подключения пускателя могут включаться реле с тепловым действием, они предназначены предохранять электродвигатели и другие установки от длительной работы. Бывают однополюсные и двухполюсные магнитные пускатели. Срабатывают при воздействии токовой перегрузки двигателей, по которым проходит напряжение.
Основные характеристики
Для того, чтобы пускатель корректно работал, нужно соблюдать определенные правила при монтаже, знать основы приборов с реле и подбирать схемы магнитного и реверсивного устройства. Контакторы и пускатели работают небольшое время и чаще всего используются устройства с разомкнутым контактом. В одни встраивается сигнальная цепь и предназначена для приборов с потреблением от 0,28 до 12 киловатт, другие для от 5 до 70 киловатт и способны работать с распределением напряжения 220 или 380 V.
Варианты устройств делятся на:
- открытую;
- защищенную;
- пылеводозащищенную;
- пылебрызгонепроницаемую форму.
Пускатель PME содержит “релюшку” трн, а модель PAE различается по числу реле. Если поступает полное напряжение, катушки прибора надежно работают. основная часть устройств имеет узлы:
- сердечник;
- электромагнитная катушка;
- якорь;
- каркас;
- механический датчик;
- группы контактов, центральные и дополнительные.
В конструкции может быть дополнительная сборка из защитного реле, электропредохранителя добавочного комплекта клеммы и пускового устройства.
Электромагнитная катушка с витками рассчитана на передачу напряжения до 650 V. Катушка размещается в сердце, и большая часть мощности распределяется на силовую часть пружин. В нормальном состоянии контакт разомкнут и пружины удерживаются в верхнем положении и держат магнитнопроводные участки.
Бывают пускатели, которые ограничивают перенапряжение, их используют для полупроводных систем. Катушка начинает работу переменной токовой системы, тип тока и характеристика не влияют на работу установки.
5 схем подключения пускателя, схема подключения через кнопки пуск и стоп
Для подключения схем нужны две клавиши “Пуск” и “Стоп”, производятся каждый в отдельном корпусе или в едином, работа устройства от этого не меняется и называется кнопочным постом.
Если кнопки находятся отдельно, то вопросов не возникает, один контакт подача питания, другой убывание. А если кнопки находятся в одном корпусе, то они имеют каждая по 2 группе контактных линий, две на “Пуск” и две на “Стоп”, у каждой группе своя сторона. Есть отделение с клеммой для контроля подачи тока.
Схемы подключения магнитных пускателей с катушками 220 V — однофазная сеть и подключение, простой вариант. 220 V подается на катушку верхнюю и нижнюю, которые располагаются в теле устройства. К проводам подключается шнур с входом для питания, как только вилка будет в розетке, начнется работа пускателя. Приводится в действие с любым напряжением, а снимается, когда срабатывает пускатель с контактами t1-t3.
Схемы настройки при помощи кнопок “Пуск” и “Стоп”. Пускатель используется для электродвигателей, работа удобна, когда присутствуют кнопки “Пуск” и “Стоп”. Для постоянной работы устройства их чередуют через подачу фаз на магнитную катушку. Работа пускателя происходит только при нажатой кнопке “Пуск”, то есть не подходит для постоянной работы устройства. В схему можно добавить самоподхват, работа происходит с вспомогательными контактами, которые можно установить на некоторые типы устройств.
Схемы подключения асинхронных двигателей 380 V в пускатели 220 V — подсоединение к контактным проводам трех фаз и по ним распределяется нагрузка. Это пускатели с тепловым реле, оно функционирует для защиты двигателя от нагрева.
Реверсивные схемы подключения — используются в случае, если нужно обеспечение вращения двигателей в противоположные направления. Направление меняется, когда перебрасывается фаза, в схеме присутствует два пускателя и кнопочный блок, в котором располагаются клавиши “стоп”, “вперед” и “назад”.
Силовые схемы подключения контактора-фазы переключаются перенаправлением при вращении двигателей, все контролируется силовой схемой. Когда контакты срабатывают на катушку приходит сигнал, на каждую свой, всего три фазы, двигатель работает в левом направлении. Фаза с на третьей обмотке, b на b, а в фазе номер один изменения не происходят. В этом случае движение мотора будет в правую сторону.
Схемы не сложные, но реверсивная требует двухстороннюю защиту, чтобы не было встречного включения. Разделяется на механическую блокировку и защиту контакта.
ЗРК «Стрела-10»
Ходовая часть транспортера состоит из гусеничного движителя и подвески.
Гусеничный движитель служит для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение транспортера.
Гусеничный движитель состоит (рис.1) из двух гусениц, двух ведущих колес, двух направляющих колес с натяжными устройствами и двенадцати опорных катков.
Рис.1. Многоцелевой тягач — легкий, бронированный (МТ-ЛБ)
Гусеницы с закрытым шарниром (рис 2). Каждая новая гусеница состоит из 108 звеньев. Звено представляет собой фасонную штамповку. Звенья пятипроушинные, гребневые. Звенья соединяются в гусеницу обрезиненными пальцами. Резиновые кольца пальцев служат для уплотнения шарниров от воздействия внешней среды, что улучшает ходовые качества гусеничных цепей.
Рис.2. Гусеница с закрытым шарниром :
1 – звено; 2 – обрезиненный палец
Ведущие колеса (рис. 3) служат для перематывания гусеничных лент. Колеса надеваются на шлицы хвостовика водила бортовой передачи.
Рис.3. Ведущее колесо:
1 – венец; 2 – ступица; 3 – болт с гайкой
Ведущее колесо состоит из двух зубчатых венцов и ступицы с приваренными к ней двумя дисками. Венцы ведущего колеса крепятся к дискам болтами с гайками и шплинтуются.
Направляющие колеса с натяжными устройствами (рис.4) предназначены обеспечить требуемое натяжение гусениц и направление их во время движения транспортера. Они расположены в кормовой части транспортера.
Направляющее колесо состоит из двух сварных ободьев.
В колпаке выполнено отверстие, закрытое пробкой, контроля уровня масла и отверстие, закрытое пробкой, для заправки и слива масла.
Рис.4. Направляющее колесо с натяжным устройством
Натяжение гусеницы осуществляется поворотом коленчатой оси в кронштейне, приваренном к борту корпуса транспортера.
Натяжной винт закреплен в шаровой опоре, установленной в кронштейне, вваренном в днище корпуса.
Натяжной винт фиксируется стопорной планкой, которая крепится к кронштейну шаровой опоры болтом.
Опорные катки (рис.5) служат для восприятия массы машины и распределения его по гусеничным лентам. Каток смонтирован на малой оси балансира на двух шарикоподшипниках.
Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава пустотелыми. Опорный каток состоит из ступицы, дисков и обода. Все детали соединены между собой сваркой. К ободу привулканизирована массивная шина.
В колпаке выполнено отверстие, закрытое пробкой, для контроля уровня масла и отверстие, закрытое пробкой, для заправки и слива масла.
Рис.5. Опорный каток
Подвеска (рис. 6) служит для смягчения толчков и ударов при движении машины. Подвеска — независимая, торсионная, состоит из 12 балансиров, 12 торсионных валов, 4 гидроамортизаторов и 4 пружинных упоров.
Стальные балансиры (рис.7) свободно качаются в кронштейнах на текстолитовых втулках.
Торсионные валы (рис.7) являются упругими элементами подвески. Они стальные, невзаимозаменяемые. Правые торсионные валы окрашены в серый цвет, левые валы — в синий цвет. С левой стороны машины устанавливаются пять левых валов и один правый (шестой), с правой — пять правых и один левый (шестой).
С левой стороны транспортера устанавливается пять левых торсионных валов и одни правый (шестой), с правой — пять правых и один левый (шестой) (рис 7).
Пружинные упоры (рис. 7) предназначены для ограничения хода опорного катка.
Рис.7. Подвеска транспортера-тягача:
1 – гидроамортизатор; 2 – упор; 3 – правый торсионный вал; 4 – левый торсионный вал; 5 – опорный каток; 6 — балансир
Гидроамортизаторы (рис.8) являются дополнительным агрегатом подвески и предназначены для гашения колебаний корпуса, возникающих при движении транспортера по неровностям пути, и повышения плавности хода. Гидроамортизаторами поршневого (телескопического) типа двустороннего действия оборудованы передние и задние балансиры транспортера.
Корпус МТ-ЛБ (рис.9) из стали цельносварной, водонепроницаемый, обладает водоизмещением, позволяющим транспортеру держаться на плаву при номинальной грузоподъемности. Корпус состоит из носа рамы, днища, кормового листа, лобового листа и крыши. К носу рамы приварены два буксирных крюка (рис.9). К бортам носа рамы приварены накладки для крепления бортовых передач (рис.10).
К днищу носа рамы припарены опоры главной передачи, кронштейны тормозных камер, кронштейны воздушных баллонов.
Рис. 9. Корпус транспортера-тягача МТ-ЛБ:
1 – вид спереди; 2 – вид сзади
К днищу и нижним бортам корпуса приварены кронштейны подвесок (рис.10). К днищу и кронштейнам подвесок приварены торсионные балки. К днищу в кормовой части приварены кронштейны направляющих колес и кронштейны механизма натяжения.
Рис. 10. Корпус транспортера-тягача МТ-ЛБ:
1 – накладка бортовой передачи; 2 – буксирный крюк; 3 – кронштейн подвески
В днище корпуса выполнены герметически закрывающиеся люки для слива масла из главной передачи, промежуточного редуктора, двигателя и масляного бака главной передачи и люки для слива топлива из топливных баков. Для слива воды после преодоления водных преград в носовой и кормовой частях днища имеется три кингстона.
В носовой части на верхнем лобовом листе выполнен люк для монтажа и обслуживания главной передачи (рис.9.1). В отделении управления на лобовом листе имеются смотровые стекла, закрываемые крышками. В крыше отделения управления выполнены: справа — люк командира, слева — люк водителя.
Над отделением двигателя в крыше имеется люк для монтажа и обслуживания двигателя. На кормовом листе корпуса имеется два люка для боеукладки (рис.9.2). Крышки люков открываются с помощью ключа запора, придаваемого в одиночный комплект ЗИП и размещенного в кармане спинки сиденья водителя.
2. Электрооборудование МТ-ЛБ
Электрооборудование обеспечивает подготовку к пуску и пуск двигателя, контроль за его работой, освещение внутри и снаружи машины, сигнализацию и др.
Электрооборудование состоит из источников электрической энергии, потребителей, контрольно-измерительных приборов, вспомогательной аппаратуры и проводов.
Источниками электрической энергии являются две аккумуляторные батареи 6СТ-140 (рис.11), соединенные последовательно с трехфазным синхронным генератором Г-290 (рис.12) переменного тока со встроенным выпрямителем (мощность 3,75 кВт). Генератор установлен на блоке цилиндров, привод осуществляется ременной передачей с натяжным устройством (рис.12). Он работает с реле-регулятором РР-361 (рис.14).
Рис. 11. Аккумуляторная батарея 6СТ-140:
1 – корпус; 2 – отрицательная пластина; 3 – положительная пластина; 4 – пробка заливного отверстия
Рис. 12. Генератор Г-290
К потребителям электрической энергии (рис.14) относятся стартер (рис.13), электродвигатели системы подогрева двигателя, системы отопления и вентиляции, вентиляторы обдува и ФВУ (фильтровентиляционной установки), электромагнитный клапан, свечи подогревателя и отопителя, стеклоочистители, лампы фар и сигнализации.
Рис. 14. Монтажная схема электрооборудования:
1 – датчик давления воздуха в пневмосистеме; 2 – щиток приборов; 3 – стеклоочиститель; 4 – фара-искатель (прожектор); 5 – регулятор температуры стекол; 6 – электрообогревное стекло; 7 – реле-регулятор; 8 — приемник термометра; 9 – фильтр радиопомех; 10 – электромагнитный клапан с форсункой и электронагревателем топлива; 11 – генератор; 12 — розетка внешнего пуска; 13 – аккумуляторная батарея; 14, 31 – плафоны; 15 – датчик загрязнения фильтра; 16 – фильтр радиопомех; 17 – датчик давления масла в двигателе; 18 – стартер; 19 – электродвигатель подогревателя; 20 – свеча накаливания; 21 – фильтровентиляционная установка; 22 – токосъемник; 23 – переключатель света фар; 24 – передний светильник; 25 – щиток командира; 26 – датчик давления масла в главной передаче; 27 – фара; 28 – выключатель сигнала «СТОП»; 29 – выключатель АКБ; 30 – вентилятор; 31 – дифманометр – тягонапоромер; 33 – звуковой сигнал; 34 – щиток подогревателя; 35 – щиток отопителя; 36 – отопительно-вентиляционная установка; 37 – розетка прицепа; 38 – задний светильник.
В состав контрольно-измерительных приборов входят (рис.15): вольтамперметр для измерения силы тока и напряжения в сети; спидометр для определения скорости движения и пройденного пути; электротермометр для контроля температуры охлаждающей жидкости, выходящей из двигателя; три электроманометра для измерения давления в системе смазки двигателя, в пневмосистеме и в системе смазки главной передачи.
Рис.15 . Щиток приборов водителя:
1 – вольтамперметр; 2 – спидометр; 3 – термометр для воды; 4 – манометр давления масла в двигателе; 5 – манометр давления воздуха в пневмосистеме; 6 – манометр давления масла в главной передаче.
К вспомогательной аппаратуре относятся выключатель батарей (рис.16), выключатели потребителей электроэнергии, штепсельные розетки, фильтр радиопомех (рис.17) и контактор включения реле стартера.
Электросеть — экранированная, выполнена по однопроводной схеме, «минус» — корпус, подключен через выключатель батарей. По двухпроводной схеме выполнена проводка левой розетки отделения управления и плафонов. Номинальное напряжение сети 24 В.
Рис.16 . Выключатель батарей
Рис.17 . Фильтр радиопомех
3. Специальное оборудование
К специальному оборудованию относятся пневмосистема, система обогрева кабины, фильтровентиляционная установка (ФВУ) и оборудование для плава.
Пневмосистема (рис.18) обеспечивает работу пневматического привода остановочных тормозов и обмыв стекол.
Рис. 18. Расположение пневмосистемы в передней части МТ-ЛБ
В пневматическую систему входят компрессор (рис.19), регулятор давления, два воздушных баллона, тормозной кран, тормозные камеры, кран отбора воздуха, разобщительный кран, предохранительный клапан, соединительная головка, датчик манометра, манометр, трубопроводы.
Кроме того, к пневмосистеме относится устройство для обмыва стекол, состоящее из бачка стеклоомывателя с ввертным краном и двух кранов, к которым прикреплены конечные трубы для смыва стекол. Для заправки бачка водой имеется заливная горловина, закрытая пробкой.
Рис. 19. Расположение компрессора с регулятором давления на двигателе МТ-ЛБ
Система обогрева предназначена для обогрева внутреннего объема корпуса машины отопительно-вентиляционной установкой ОВ-65 (рис.20), работающей независимо от работы двигателя и установленной в левой боковой полости машины. Управление ею осуществляется электроприборами, находящимися на щитке отопителя, расположенного на задней стенке отделения управления.
Рис. 20. Отопительно-вентиляционная установка ОВ-65 и щиток отопителя
Фильтровентиляционная установка (рис.21) предназначена для создания избыточного давления внутри корпуса машины и очистки забираемого снаружи воздуха в условиях применения противником оружия массового поражения и отравляющих веществ. ФВУ размещена на подкрылке в правой боковой полости корпуса. Воздух может подаваться внутрь машины и неочищенный, в этом случае нагнетатель ФВУ подает воздух, минуя фильтр (режим вентиляции). Необходимый режим работы устанавливается с помощью рукоятки привода управления.
Рис. 21. Фильтровентиляционная установка
Оборудование для плава обеспечивает преодоление водных преград на МТ-ЛБ. Движение машины на плаву осуществляется за счет перематывания гусеничных лент. Оборудование для плава включает (рис.23) гидродинамические щитки, дополнительные щитки, кормовую решетку (рис.22), волноотражательный щит (рис.24), удлинитель воздухозаборной трубы и ограждение радиатора. Оборудование для плава в походном положении укладывается в кормовой части МТ-ЛБ.
Рис. 22. Кормовая решетка, обеспечивающая движение на плаву за счет перемотки гусениц
Удаление воды из корпуса машины осуществляется водооткачивающим насосом. Насос приводится во вращение от редуктора отбора мощности.
Рис. 23. Оборудование для плава:
1 – кормовая решетка; 2 – гидродинамические щитки; 3 – волноотражательный щит; 4 – удлинитель воздухозаборной трубы; 5 – ограждение радиатора
Рис. 24. Оборудование для плава
Для слива воды из корпуса машины на суше в днище МТ-ЛБ есть три клапана (кингстоны): первый — расположен в кормовой части, второй — в отделении управления, третий — в силовом отделении. После слива воды из корпуса машины клапаны должны быть надежно закрыты.